Цель проекта – разработка стандартного решения на базе цифровой радиосвязи для железных дорог. Стандарт GSM-R должен обеспечивать передачу речи и данных, а также работу приложений, которые обеспечат управление трафиком (ETCS — Electronic Train Control System). Предусматривается, что средства стандарта GSM-R заменят множество различных одновременно работающих сегодня на железных дорогах систем связи:
- оперативную голосовую связь между пунктами управления и машинистами, между машинистами, между группами маневровых работ и технического обслуживания в чрезвычайных ситуациях;
- рабочую связь на станциях и в депо, а также общую широкозонную связь;
- пассажирскую связь, обеспечивающую доведение информации об изменениях в расписании движения поездов, о задержках и пересечениях поездов для транзитных пассажиров, и функционирование приложений добавленной стоимости, ориентированных на потребности пассажиров (продажа и заказ билетов, бронирование авиабилетов, номеров гостиниц, заказ такси и планирование маршрута);
- специальную связь, обеспечивающую контрольные и сигнальные функции (например, автоматическое управление движением поездов (ATC/ETCS) и дистанционное управление) и функционирование специализированных приложений с учетом особенностей страны и оператора, как, например, связь в тоннелях, передача данных по техническому обслуживанию, диагностике, управлению товарным составом и многое другое.
Ожидается, что системы GSM-R будут развернуты на всей территории Европы, что обеспечит более удобное и дешевое управление железнодорожным транспортом, это может положительно сказаться на скорости движения составов и позволит увеличить пропускную способность железных дорог.
От обычного GSM систему отличает поддержка некоторых специальных функций, разработанных специально по заказу железнодорожников. Поскольку сети GSM-R – это закрытые сети, для них могут разрабатываться всевозможные приложения, отвечающие современным потребностями заказчиков в той или иной стране. В 1995 году ETSI выделил для GSM-R две полосы частот в диапазоне 800 / 900 МГц, в частности полосы 876 – 880 МГц и 921 – 925 МГц. На практике, чтобы не конфликтовать с работой коммерческих сетей GSM, предусмотрено использование 19 дуплексных частотных каналов, примыкающих к полосе, выделенной для E-GSM (см. рисунок 1.1).