Стандарт GSM—R, название которого расшифровывается как «GSM for Railroad», т.е. GSM для железных дорог, создан на основе самого распространенного в мире стандарта сухопутной (сотовой) подвижной радиосвязи GSM в рамках программ EIRENE (European Integrated Railway radio Enchanced Network) и MORANE(Mobile Radio for Railways Networks in Europe).
Цель проекта – разработка стандартного решения на базе цифровой радиосвязи для железных дорог.
Стандарт GSM-R должен обеспечивать передачу речи и данных, а также работу приложений, которые обеспечат управление трафиком (ETCS — Electronic Train Control System).
Предусматривается, что средства стандарта GSM-R заменят множество различных одновременно работающих сегодня на железных дорогах систем связи:
Стандартом GSM-R предусмотрено предоставление не только услуг голосовой связи и сигнализации – по новой технологии будут работать и новые приложения, такие, как отслеживание грузов, цифровое видеонаблюдение на поездах и железнодорожных станциях, информационные услуги для пассажиров. В целях обеспечения совместимости в масштабах всей Европы и использования единой коммуникационной платформы стандарт GSM-R объединяет все ключевые функции и прошлые наработки 35 аналоговых систем, использовавшихся ранее в различных странах Европы. Стандарт GSM-R является безопасной платформой для голосовой связи и передачи данных между оперативным персоналом железнодорожных компаний, включая машинистов, диспетчеров, работников маневровой группы, инженеров-техников в составе сопровождения поезда и начальников станций.